Суббота, 20.07.2019, 22:42
Приветствую Вас, Гость

Федеральная инновационная площадка по STEM-образованию

Тема инновационной деятельности

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами STEM-образования (на примере парциальной модульной программы «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста»).

Направление деятельности инновационной площадки
Инновационная деятельность, направлена на апробацию и внедрение парциальной модульной программы «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» (далее - Программа) с целью формирующего оценивания эффективности материалов методического комплекса по организации работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Инновационная деятельность направлена на создание условий реализации комплекса практических разработок по развитию интеллектуальных способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество, осуществляется в соответствии с современными требованиями к качеству дошкольного и начального общего образования, заданными федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного и начального общего образования (далее – ФГОС ДО и ФГОС НОО).

Инновационная деятельность направлена на создание методических рекомендаций и практических разработок для педагогов дошкольных образовательных организаций и начальных школ по внедрению инновационной парциальной модульной программы «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» в образовательную практику на основе материалов методического комплекса Программы.

Актуальность проблемы и новизна деятельности
Актуальность проблемы обусловлена противоречием между содержанием - реализацией образовательного процесса и социокультурным вызовом на современном этапе развития общества, что соответствует задачам Государственной Программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, а в частности «формирование гибкой, подотчетной системы непрерывного образования, развивающей человеческий потенциал, обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Российской Федерации», «модернизация образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей, направленная на всестороннее развитие детей…Она предусматривает…внедрение современных стандартов общего образования, обновления содержания, технологий и материальной среды образования…»

Актуальность проблемы развития интеллектуальных способностей в условиях реализации Программы обусловлена необходимостью решения задач развития дошкольного и начального образования, поставленных ФГОС ДО и ФГОС НОО.

Одним из направлений развития образования является социокультурная модернизация, дающая установку на конструирование образования как социальной деятельности, ведущей к построению гражданского общества и развитию индивидуальности человека в изменяющемся мире.

В основе данной концепции лежит теория детоцентризма, провозглашающая мысль о том, что в центре любых государственных решений и политических программ должна находиться идея детства.

Отсюда особый статус дошкольного и начального общего уровней образования, так как именно в этот период закладываются фундаментальные компоненты становления личности ребенка и основы познавательного развития.

ФГОС ДО (ст. 1.4. п. 7) предполагает «формирование познавательных интересов и действий дошкольников в различных видах деятельности», в основе ФГОС НОО «лежит системно-деятельностный подход» (ст. 1.7).

Программа «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» определяет содержание и организацию образовательного процесса для воспитанников дошкольного возраста в студийно-кружковой, а для обучающихся младшего школьного возраста – во внеурочной деятельности. Но, предложенное содержание также может дополнять обязательную часть основной общеобразовательной программы организации и являться содержанием дополнительного образования.

Уникальность Программы заключается в том, что она комплексно обеспечивает модернизацию образования по содержанию, технологии, форме организации и материальной среде. Тем самым, создавая предпосылки продолжения политехнического и естественно-научного образования далее в средней школе и в ВУЗе.

Новизна исследования заключается:
- в подборе и апробации диагностических методик, позволяющих определить динамику развития интеллектуальных способностей дошкольников и младших школьников в условиях реализации парциальной модульной программы STEM-образования детей дошкольного и младшего школьного возраста
- в апробации оборудования для реализации парциальной модульной программы STEM-образования детей младшего школьного возраста
- в создании методических рекомендаций и практических разработок для реализации парциальной модульной программы «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста»;
- в определении педагогических условий эффективной организации STEM-образования в дошкольных образовательных организациях и начальной школе в контексте преемственности указанных уровней образования;
- в организации курсов повышения квалификации для преподавателей;
- во включении родительского сообщества в социальное партнерство по реализации парциальной модульной программы «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста».

Предпосылки
Необходимость и целесообразность реализации федеральных и региональных нормативных документов, регламентирующих деятельность образовательных организаций. 
Успешный опыт работы в статусе инновационных площадок.
Информационная и материально-техническая база образовательных организаций – участников инновационной площадки.
Кадровый потенциал образовательной организации.
Опыт сотрудничества с образовательными организациями, в том числе в рамках работы инновационных площадок.
Актуальные и перспективные ожидания, потребности государства и общества от образования.
Отсутствие практики внедрения программы «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» в Санкт-Петербурге.
Отсутствие практики апробации программы STEM-образования для детей младшего школьного возраста.
Возможность интеграции образовательных модулей парциальной модульной программы «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста».
Возможность осуществления оценки эффективности реализации парциальной модульной программы «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста». 
Возможность осуществления лонгитюдного исследования в процессе реализации парциальной модульной программы «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» посредством обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования.

Концепция инновационной деятельности
Основные идеи:
1. Скоординировать усилия государства и общества по согласованию и реализации программ: «Развитие образования» на 2013-2020 годы», «Модернизация образования 2020», Национальная доктрина образования РФ до 2025 года, Федеральная программа работы с одаренными детьми и др.
2. Выполнение государственного заказа на раннюю профориентацию и создание условий для развития кадрового потенциала в естественно-научной и технической сферах.
3. Стратегическая кадровая политика – воспитание лидеров для современного быстроменяющегося технократичного общества.
4. Создание опыта конструирования образования как социальной деятельности, ведущей к построению гражданского общества и развитию индивидуальности человека в изменяющемся мире.
5. Теория детоцентризма, провозглашающая мысль о том, что в центре любых государственных решений и политических программ должна находиться идея детства.

Объект инновационной деятельности 
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами STEM-образования. 
Предмет инновационной деятельности
Разработка, апробация и внедрение парциальной модульной программы «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» в рамках организации образовательного процесса.
Цель инновационной деятельности
Создание условий для разработки, апробации и внедрения парциальной модульной программы «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» в рамках организации образовательного процесса.
Координацию инновационной деятельности осуществляет ответственный исполнитель инновационной площадки.
Деятельность инновационной площадки предполагает три этапа:
подготовительный (аналитический этап) – январь 2018 – август 2018 гг.,
основной (этап реализации) – сентябрь 2018 – май 2020 гг.,
заключительный (подведение итогов и разработка рекомендаций) – 2020/2021 учебный год.
Основные задачи инновационной деятельности
1. Анализ методологических основ:
- развития интеллектуальных способностей в возрастном аспекте;
- нормативно-правовой базы организации образовательной среды в контексте требований ФГОС ДО и ФГОС НОО;
- организации познавательной деятельности дошкольников и младших школьников;
- состояния научно-технического творчества на уровне дошкольного и младшего школьного уровней образования.
2. Обучение участников инновационной деятельности в целях освоения ими возможностей работы с методическим комплексом STEM-образования.
3. Разработка диагностического инструментария и проведение исследования с целью отслеживания результатов опытно-экспериментальной деятельности.
4. Апробация оборудования для реализации парциальной модульной программы STEM-образования детей младшего школьного возраста.
5. Анализ результатов инновационной деятельности.
6. Создание методических рекомендаций и практических разработок по использованию методического комплекса STEM-образования в образовательном процессе ДОО и начальной школы.
7. Разработка программы диссимиляции опыта внедрения парциальной модульной программы «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста».
Внедрение программы «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» в образовательный процесс ДОО и начальной школы позволит:
- повысить уровень развития интеллектуальных способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста;
- оценить эффективность реализации Программы при организации образовательной деятельности в ДОО и начальной школе;
- оптимизировать содержание образовательных модулей и механизм их интеграции в познавательной деятельности дошкольников и младших школьников;
- разработать методические рекомендации и практические разработки по реализации модульного подхода к организации образовательной деятельности в условиях образовательной организации;
- оценить эффективность Программы как средства развития интеллектуальных способностей указанных возрастных групп.

Состав участников инновационной деятельности 
Руководители, педагоги и другие сотрудники образовательных организаций, другие участники образовательных отношений, авторы методического комплекса для организации развития предпосылок научно-технического творчества детей дошкольного возраста в условиях реализации программы STEM-образования, научные сотрудники ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», методисты УМЦ Группы компаний «ЭЛТИ-КУЛИЦ» и Издательства «Бином».
Финансирование деятельности инновационной площадки осуществляется из источников, установленных законодательством и предусмотренных Уставами ДОО и других организаций, входящих в состав участников инновационной деятельности, на основе решения о включении ОУ в состав инновационной площадки.
Материально-техническое обеспечение
Рекомендуемая программой «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» развивающая предметно-пространственная среда по каждому образовательному модулю, которую обеспечивают ресурсы образовательных организаций и комплексов, составляющих базу инновационной деятельности; привлеченные внебюджетные средства, спонсорская помощь.
Мониторинг процесса инновационной деятельности (система отслеживания)
Периодическая отчетность участников инновационной деятельности в соответствие с разработанными критериями.
Предоставление регулярной обратной связи об использовании образовательных модулей, о ходе процесса апробации и внедрения Программы.
Научная значимость
Инновационная деятельность имеет научную значимость для обоснования новой современной системы развития интеллектуальных способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами STEM-образования.
Практическая значимость 
Внедрение в практику работы педагогов ДОО и начальной школы методический комплекс для организации работы по Программе. 
Обоснование эффективности Программы при включении в деятельность образовательных организаций.
Разработка методических и практических рекомендаций для педагогов дошкольных образовательных организаций и начальной школы по развитию интеллектуальных способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами парциальной модульной программы «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста».
Предложения по внедрению результатов в массовую практику
Обеспечение публикаций в педагогической прессе и специализированных сборниках, презентаций опыта инновационной деятельности на региональных, межрегиональных и всероссийских научно-практических конференциях, на интернет-форумах. 
Проведение конференций и участие в семинарах с презентациями результатов работы инновационной площадки. 
Внедрение результатов инновационной деятельности в работу дошкольных образовательных организаций и начальных школ субъектов Российской Федерации, в частности в работу образовательных организаций города Санкт-Петербурга.

Руководство инновационной площадки

  • Ермохина Марина Анатольевна, заместитель директора по инновационному направлению деятельности
    e-mail: e_marina@mail.ru
  • Докукина Светлана Владимировна, методист
    e-mail: dok-sv@mail.ru